Лето принесло ряд значимых новшеств в госзакупках и закупках по Закону N 223-ФЗ. Основное, что нужно знать заказчикам и поставщикам:

🌐 Национальный режим

  • С 19 июня 2025 года изменены правила подтверждения страны происхождения товаров и применения «защитных мер» при закупках медизделий, лекарств и другой продукции.
  • С 16 августа 2025 года срок действия записей в реестре российской промпродукции увеличен с 3 до 5 лет.

⚖️ Обжалование

  • С 21 июня 2025 года территориальные органы ФАС передают в центральный аппарат жалобы на госзаказчиков и контрактных управляющих при закупках с НМЦК 500 млн ₽ и более.

🚗 Нормирование закупок

  • С 25 июня 2025 года заказчики должны преимущественно приобретать электромобили и транспорт на газомоторном топливе. Бензиновые и дизельные модели разрешены лишь в исключительных случаях.

💰 НМЦК

  • С 16 августа 2025 года обновлен перечень источников для расчета НМЦК, включая контракты с единственным поставщиком на техсредства реабилитации.

Отстранение участников

  • С 1 января 2026 года участника отстраняют не позже даты подведения итогов, если он не отвечает единым требованиям или предоставил ложные сведения.

🛠 Изменение контракта

  • С 1 января 2026 года заказчики смогут корректировать существенные условия госконтрактов на благоустройство аналогично строительным контрактам, включая сроки строительного контроля.

📊 План закупки по Закону N 223-ФЗ

  • С 1 января 2026 года Корпорация МСП проверит более 200 новых заказчиков, включая аэропорты, научные организации и ресурсоснабжающие компании.

📝 Разъяснения ведомств

  • Национальный режим: одно указание страны происхождения товара в заявке достаточно; изменения применяются с 19 июня.
  • Заявка на участие: документы о совместимости расходников не нужны на этапе подачи заявки.
  • НМЦК: рекомендовано проверять решения ФАС и арбитражных судов при расчете цены на воспроизведенные лекарства.

⚖️ Судебная практика

  • ВС РФ подтвердил, что участник госзакупки должен декларировать только одну страну происхождения товара.
  • Штраф за коммерческий подкуп не дает права одностороннего отказа госзаказчика от сделки.
  • Незаконное отклонение заявки не является основанием для взыскания упущенной выгоды.
  • В договорах по Закону N 223-ФЗ можно предусмотреть третейский суд при наличии альтернативы арбитражного.

💡 Вывод: летом 2025 года закупки претерпели изменения в национальном режиме, НМЦК, порядке обжалования и планировании закупок. Бизнесу и заказчикам важно учитывать эти новшества, чтобы избежать нарушений.

Читать материал полностью (есть К+)

Читать материал полностью (нет К+)